Компьютерные уроки для начинающих

Компьютерные уроки для начинающих

» » Простые команды. Исполнитель Робот

Простые команды. Исполнитель Робот

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3 в ПРОГРАММЕ «КУМИР»

СРЕДА «РОБОТ»

Цель: Научится писать программы с циклом пока и ветвлением если-то-иначе для робота.

Справка

1. Цикл пока создается структурами, например:

нц пока слева свободно

нц пока справа свободно

нц пока снизу свободно

нц пока сверху свободно

2. Ветвление создается структурой если <условие>

то <действие>

иначе <действие>

Условиями могут быть: радиация , температура, стена и положение на поле

Задание № 1 МИННОЕ ПОЛЕ.

1. Создать предлагаемую обстановку. По правой кнопке мыши установить клетку с радиацией равной или большей 50, помечая клетку буквой латинского алфавита . Сохранить как MinPol

2. Дописать программу для робота, который проходя по полю, закрашивает клетки с теми метками, в которых радиация превышает значение 50.


Справка : цикл пока создается структурами

Задание № 2: ПИТСТОП.

1. Создать предлагаемую обстановку.

3. Написать часть программы.

3. Дописать программу так, чтобы закрасить клетки, как показано в образце


Задание № 3: ОПАСНОСТЬ.

1. Создать предлагаемую обстановку (робот в левом верхнем углу, клетка с радиацией – метка «буква», клетка с температурой – метка «цифра»)

3. Написать часть программы.

3. Дописать программу так, чтобы робот реагировал (смещался) на клетки с радиацией (клетка с буквой) и закрашивал клетки с температурой (клетка с цифрой): а – 1 – b – 2 – с–3

Ее для дальнейшей работы и научились задавать . Теперь перейдем непосредственно к составлению алгоритмов для Робота с использованием простых команд.

Если вам больше нравится информация в формате видеоуроков, то на сайте есть видеоурок

У любого исполнителя должна быть система команд (СКИ система команд исполнителя ). Система команд исполнителя — совокупность всех команд, которые может выполнить исполнитель. В качестве примера рассмотрим дрессированную собаку. Она умеет выполнять некоторые команды — «Сидеть», «Лежать», «Рядом» и т. п. Это и есть ее система команд.

Простые команды Робота

У нашего Робота тоже есть система команд. Сегодня мы рассмотрим простые команды Робота . Всего их 5:

  • вверх
  • влево
  • вправо
  • закрасить

Результат выполнения этих команд понятен из их названия:

  1. вверх — переместить Робота на одну клетку вверх
  2. вниз — переместить Робота на одну клетку вниз
  3. влево — переместить Робота на одну клетку влево
  4. вправо — переместить Робота на одну клетку вправо
  5. закрасить — закрасить текущую клетку (клетку в которой находится Робот).

Эти команды можно писать с клавиатуры, а можно использовать горячие клавиши (нажав их команды будут вставляться автоматически):

  • вверх — Escape, Up (стрелка вверх)
  • вниз — Escape, Down (стрелка вниз)
  • влево — Escape, Left (стрелка влево)
  • вправо — Escape, Right (стрелка вправо)
  • закрасить — Escape, Space (пробел)

Обратите внимание, что набирать нужную комбинацию горячих клавиш нужно не привычным нам способом! Мы привыкли нажимать клавиши одновременно, а здесь их нужно нажимать последовательно . К примеру, чтобы ввести команду вверх, нужно нажать Escape, отпустить ее и после этого нажать стрелку вверх. Это нужно помнить.

Теперь мы готовы написать первый алгоритм для Робота. Предлагаю начать с простого — нарисуем квадрат со стороной 3 клетки. Поехали!

Запускаем Кумир, его. Можно начинать писать программу? Конечно нет! Мы же не ! Делаем это. Предлагаю использовать вот такую:

Вот теперь все готово. Начинаем писать программу. Пока она выглядит так

Удаляем символ «|» и называем наш алгоритм «Квадрат»

Предлагаю рисовать квадрат, двигаясь по часовой стрелке. Для начала закрасим текущую клетку, дав команду закрасить . Потом делаем шаг вправо и опять закрашиваем клетку. И еще раз шаг вправо и закрасить.

Попробуем запустить программу и посмотреть что же получилось. Для запуска нажимаем F9 или же кнопку на панели инструментов

В результате мы должны увидеть вот такую картину

Если такое окно Робота у вас не появилось, то на панели инструментов щелкните «Показать окно Робота » или в меню Робот выберите пункт «Показать окно Робота «. Продолжаем дальше.

Теперь мы будем двигаться вниз и закрашивать правую сторону квадрата:

вниз

закрасить

вниз

закрасить

Потом пойдем влево, закрашивая нижнюю границу квадрата

влево

закрасить

влево

закрасить

У нас осталась одна незакрашенная клетка. Закрасим ее

вверх

закрасить

Все готово! В итоге наша программа выглядит так:

использовать Робот

алг Квадрат

нач

закрасить

вправо

закрасить

вправо

закрасить

вниз

закрасить

вниз

закрасить

Разделы: Информатика

Цели урока:

  • Расширить представления учащихся об исполнителях алгоритмов;
  • закрепить представление об алгоритме как модели деятельности исполнителя.
  • сформировать умение записи, исполнения и отладки алгоритмов с использованием команд робота в среде “Кумир”

Обеспечение урока:

  • система Кумир;
  • мультимедийный проектор;
  • карточки-задания;
  • компьютеры.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка усвоения изученного материала.

  1. Блиц-опрос учащихся на знание основных характеристик исполнителя чертежник: круг решаемых задач, среда исполнителя, система команд исполнителя, система отказов исполнителя, режимы работы исполнителя.
  2. Обсуждение № 17 из д/з
  3. Визуальная проверка № 18-19 из д/з.

3. Объяснение нового материала.

Исполнитель Робот действует на прямоугольном клетчатом поле. Между некоторыми клетками поля могут быть расположены стены. Некоторые клетки могут быть закрашены.

Робот занимает ровно одну клетку поля. По командам вверх, вниз, влево и вправо Робот перемещается в соседнюю клетку в указанном направлении. Если на пути оказывается стена, то происходит отказ – выдается сообщение о невозможности выполнить очередную команду.

По команде закрасить Робот закрашивает клетку в которой стоит. Если клетка уже была закрашена, то она закрасится повторно, хотя никаких видимых изменений не произойдет.

Важно помнить, что Робот может исполнять только правильно записанные команды. Например, если вместо команды вниз написать внис , то Робот эту запись не поймет и сразу же сообщит об ошибке.

Вопрос: Вспомните, как называются ошибки в записи команд. (Синтаксические и логические.)

Напишем программу, исполняя которую Робот нарисует на клетчатом поле меандр из четырех витков.

нач
. нц 4 раз
. . вправо
. . закрасить
. . влево
. . закрасить
. . влево
. . закрасить
. . вверх
. . закрасить
. . вверх
. . закрасить
. . вправо
. . закрасить
. . вправо
. . вправо
. . вправо
. . вниз
. . вниз
. кц
.
кон

Исполнитель Робот может принять любую стартовую обстановку. Инструменты → Редактировать стартовую обстановку Робота. В окошке строим стартовую обстановку и сохраняем как стартовую под любым именем.

  1. Выполните тот же рисунок с помощью вспомогательного алгоритма.
  2. Предложите свой вариант программы.

использовать Робот
алг
нач
. меандр
. меандр
. меандр
кон

Алг меандр
нач
. вправо
. закрасить
. влево
. закрасить
. влево
. закрасить
. вверх
. закрасить
. вверх
. закрасить
. вправо
. закрасить
. вправо
. вправо
. вправо
. вниз
. вниз
кон

Итог урока.

Домашнее задание.

§ 3.1, 3.2 (1, 2) РТ № 1, 2, 7, 11 (стр. 85) Босова Л. Информатика 7 кл.

У исполнителя Робот есть система команд. Рассмотрим простые команды Робота . Всего их 5:

    вверх - переместить Робота на одну клетку вверх

    вниз - переместить Робота на одну клетку вниз

    влево - переместить Робота на одну клетку влево

    вправо - переместить Робота на одну клетку вправо

    закрасить

Задание 1. Нарисовать квадрат со стороной 3 клетки.

Запускаем Кумир

Удаляем символ «|» и называем наш алгоритм «Квадрат» (рядом со служебным словом алг пишем Квадрат )

закрасить

закрасить

закрасить

Запустить программу и посмотреть что получилось. Для запуска нажимаем F9 или же кнопку на панели инструментов Выполнить программу

Если такое окно Робота у вас не появилось, то на панели инструментов щелкните «Показать окно Робота » или в меню Робот выберите пункт «Показать окно Робота «. Продолжаем дальше:

вниз

закрасить

вниз

закрасить

Потом пойдем влево, закрашивая нижнюю границу квадрата

влево

закрасить

влево

закрасить

У нас осталась одна незакрашенная клетка. Закрасим ее

вверх

закрасить

Все готово! В итоге наша программа выглядит так:

использовать Робот

алг Квадрат

закрасить

закрасить

закрасить

закрасить

закрасить

закрасить

закрасить

закрасить

Задание 2 .Используя простые команды Робота, написать программу, рисующую букву П, Р, Ш, Щ, Т,Н.

Цикл с условием.

У исполнителя Робот есть несколько условий: сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно сверху стена снизу стена

слева стена справа стена

Задание 3 .

Нарисовать вертикальную линию от левой до правой границы поля использую цикл с условием. Изначально Робот находится в левом верхнем углу.

Исходный код нашей программы для Робота будет примерно такой:

использовать Робот

алг

нач

закрасить

нц пока справа свободно

вправо

закрасить

кц

кон

В результате выполнения этой программы мы увидим вот такую картину:

Задание 4 .Написать программу, которая будет делать рамку вокруг рабочего поля Робота независимо от его размера. Конечно же с использованием циклов с условием. В итоге должно получиться так:


В данной разработке разбираются задчи для исполнителя Робот, которые вызывают затруднения у многих школьников - это задачи с различными лесенками.

Просмотр содержимого документа
«Исполнитель Робот. Решение задач.»

Задача 1.

Задача 2.

Задача 3.

Исходное поле Робота:

Сначала идет горизонтальная стена, ее длина неизвестна. Далее идет лесенка вниз, высота ступеньки – 1 клетка, длина ступеньки – 2 клетки. Количество ступенек неизвестно. Далее идет лесенка вверх, высота ступеньки – 1 клетка, длина ступеньки – 2 клетки. Количество ступенек неизвестно. Необходимо закрасить клетки над ступеньками обоих лесенок. Как показано на 2 рисунке.

использовать Робот
алг
нач
. | Двигаемся вдоль нижней стены до начала лесенки
. нц пока снизу стена
. . вправо
. кц
. вниз
. |Спускаемся вниз по первой лестнице до нижней площадки и красим клетки
. нц пока слева стена
. . закрасить
. . вправо
. . закрасить
. . если справа свободно
. . . то вправо
. . все
. . если снизу свободно
. . . то вниз
. . все
. кц
. | Поднимаемся по второй лесенке и красим клетки
. нц пока справа стена
. . вверх
. . вправо
. . закрасить
. . вправо
. . закрасить
. кц
кон